Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации развития российского общества, в условиях необходимости преодоления социально – экономического и духовного кризиса общества актуализируется проблема сохранения культурных традиций народов Российской Федерации.
В наше время, в современном обществе проявляются безнравственность, утрачиваются такие качества личности человека, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о стране, и родном крае, особенностях русских традиций. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце любовь к Родине. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является основным принципом ФГОС дошкольного образования [44, с.3]. Приоритетной задачей ФГОС дошкольного образования является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества [44, с.4].
В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [44, с.7]. В современной педагогической теории содержания образования большое место отводится этнокультуре как воплощению истории духовной культуры человечества, как коллективной памяти этноса, как систематизированного опыта народа.
Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют культурные традиции и обычаи, затрагивающие пространственно временные, количественные характеристики жизни семьи как наиболее близкие детскому повседневному опыту.
Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, краю.
Взрослые должны учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному краю, как начало формирования патриотизма и первых чувств гражданственности, - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью ребенка.
Исходя из этого формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста, ориентированное на культурные ценности народа, в дошкольной образовательной организации должно быть напрямую связно с организацией образовательного процесса.
Значительный вклад в развитие представлений о сущности народной педагогики и ее роли в образовании детей внесли отечественные ученые: В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, К.Д. Ушинский др.
Теоретическим вопросам изучению представлений о родном крае у дошкольников посвящены работы С.А. Арутюнова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, и др. В исследованиях Л.Д. Вавиловой, Е.Н. Кергиловой, В.А. Невиловой и др. отмечено, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным в осознании этнокультурных традиций и формировании представлений о родном крае.
Таким образом, возникает противоречие между
социальным заказом общества о необходимости формирования высокого уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, потребностью педагогов в современных технологиях формирования высокого уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста и их отсутствием.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какой должна быть педагогическая технология формирования высокого уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проект педагогической технологии по формированию высокого уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект педагогической технологии формирования высокого уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование высокого уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:
-под представлениями о родном крае понимаются образы, которые воспроизводит ребенок: округ, город, коренные жители, традиции и культура;
- определенна критериально – уровневая характеристика сформированности высокого уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
- разработан проект педагогической технологии формирования высокого уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы сформированности патриотизма воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности патриотизма у детей старшего дошкольного возраста и на их основе определить исходный уровень сформированности патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
3. Разработать проект педагогической технологии патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) теоретические – изучение, анализ, и обобщение научной и учебно – методической литературы;
2) эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий этап эксперимента), беседа, диагностические методы;
3) методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретико – методологические основы исследования
Вопросам изучения высокого уровня патриотического воспитания у дошкольников посвящены работы: С.А. Арутюновой, М.М. Бахтиной, Н.А. Бердяевой, Л.Д. Вавиловой, Е.Н. Кергиловой, В.А. Невиловой и др.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный проект педагогической технологии формирования высокого уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста может быть рекомендован для внедрения в практику работы дошкольного образования.
База экспериментального исследования: является муниципальная автономная дошкольная образовательная организация города Нижневартовска центр развития ребенка - детский сад №41 "Росинка". В исследовании приняли участие обучающиеся старшего дошкольного возраста ДОО в количестве 20 человек.
Исследование проводилось 2018 – 2019 году в 3 этапа:
I этап – поисково – теоретический. На котором изучались и анализировались психолого-педагогическая литература. Были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
II этап – опытно – экспериментальный. На этом этапе систематизировался полученный материал, осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы.
III этап – итогово – аналитический. Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоритические основы изучения сформированности высокого уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого – педагогическая проблема
Патриотическое воспитание стало неотъемлемой частью дошкольного образования. Оно позволяет решать задачи любви к своему родному краю, к месту, где живет дошкольник. Обращение к целевым ориентирам патриотического воспитания детей, показывает, что в нем есть два подхода [4].
В рамках первой задачи ознакомления детей определяются через эмоциональный компонент сознания и подсознания ребенка (что, несомненно, важно в его полноценном психическом развитии) – это гордость от того, что он живет именно здесь.
Второй подход - знаний, т.е. формирование у детей представлений о городе, особенностях его основания и развития.
Знаниям отдается ведущая роль в системе дошкольной педагогики и определяется это тем что, наука позволяет проникать в глубокие взаимосвязи в природе, производстве, обществе и преобразовывать мир на этой основе. По В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой [30], знание – это целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества, мышления о способах деятельности, накопленная
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов., А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009.
2. Андреева А. Д. Влияние раннего этнокультурного опыта на адаптационные возможности дошкольников / А. Д. Андреева // Психолог в детском саду : ежеквартальный научно-практический журнал. - 2012. - № 2. - С. 53-63.
3. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. – Москва, 2008.
4. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алёшина. - М.: ЦГЛ, 2004.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский – М.: 2008.
6. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
7. Богачева И.В. Мое отечество – Россия: Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / И. В. Богачева. – М.: ГНОМ, 2005. – 232с.
8. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону.: Феникс, 2008. - 282 с.
9. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры / В. П. Ватаман. - Волгоград, 2008.
10. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 1999. – 176с.
11. Гончарова Е.В ЮГОРИЯ – МОЙ КРАЙ РОДНОЙ: учебно – методическое пособие /Е.В. Гончарова., В.И. Казакова., А.Р. Сапрыкина., И.С. Телегина – Нижневартовск: НГГУ, 2007. 130с
12. Гладких Л.П. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста / Л.П. Гладких // Современный детский сад. – 2009. – № 4. – с.29-44.
13. Гладков. Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно патриотическому воспитанию / Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду. – 2008. - № 2. – С. 11 – 14.
14. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.
15. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л.Н. Деркач // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 2. – с. 21-26.
16. Загвязинский А.Ф. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский., А.Ф. Закирова. - М.: «Академия», 2008
17. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
18. Иванова Н. Воспитание добрых чувств в мире доброты. Старшая группа / Н. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 2. – с.54-59.
19. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова., Т.А. Куликова. – М.: 2013.
20. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А Козлова. – М.: Академия, 2007. – 416с.
21. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н.Г. Комратов, Л.Ф. Грибова. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.- (Серия «Растим патриотов России»).
22. Кудрявцева Е. Эмоционально-нравственное развитие ребенка-дошкольника / Е. Кудрявцева. //Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1. – с.98-105.
23. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка / С.А. Козлова. - Школьная пресса,2005
24. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников / О.Л. Князева., М.Д. Махнеева . - « Детство - пресс»,2004
25. Конощук С.И. Фантазии круглый год. Метод. пособие для педагогов дошк. образ. учрежд., студентов, родителей / С.И. Конощук. -М.:Обруч; СПб.: Образ. проекты,2011.-208 с.
26. Козлова С.А Социальное развитие дошкольника / С.А. Козлова. - М.: Ш34. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова., Т.А. Куликова. – М.: 2013.кольная пресса ,2005
27. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2005
28. Комарова Т.С. Интеграция в системе воспитательно- образовательной работы детского сада / Т.С. Комарова., М.Б.Зацепина. –М.: Мозаика-Синтез, 2010
29. Конощук С.И. Фантазии круглый год. Метод. пособие для педагогов дошк. образ. учрежд., студентов, родителей / С.И. Конощук. -М.:Обруч; СПб.: Образ. проекты,2011.-208 с.
30. Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1981. – 93с.
31. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПБ.: «Детство – пресс», 2011. – 592 с.
47. Мещерякова Б.Г Большой психологический словарь Б.Г. Мещерякова., В.П. Зинченко. - М.: 2003 - 672 с.
32. Мосалова Л.Л. "Я и мир" / Л.Л.Маслова. - СПб.: "Детство – Пресс", 2010г.
33. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М.Д. Махнева. – М.: 2005
34. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс 2003.
35. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - с,
36. Петренко О. Н. Диагностика этнокультурного воспитания и образования детей дошкольного возраста: методические рекомендации для воспитателей / О. Н. Петренко // Современный детский сад : журнал по методике и практике. - 2013. - № 1. - С. 33-36.
37. Поваров, К. С. Миссия к детям : формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. - Москва : ИЭОПГКО, 2007. - 144 с.
38. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной Е.К. Ривина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
39. Семерез А. С. Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории и культуре родного края / А. С. Семерез, М. Н. Журахова, О. А. Фомичева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 69-71.
40. Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : м
41. Хоменко И. Что знают дети о своей семье, своей и чужой культуре? / И. Хоменко // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал. - 2011. - № 12. - С. 107 - 110
42. Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю / Р.Ш. Халикова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 5. – с.13-21.етодический материал. - Москва : Новое образование, 2011. – 119 с.
43. Щербатых Ю. В. Общая психология / Ю.В. Щербатых. - СПб: «Питер», 2008.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
45. Электронная библиотека Гумер. Режим доступа: http://www.gumer.info/
46. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста Т.А. Якушева // Дошкольная педагогика 2006, № 6.